вівторок, 27 вересня 2016 р.

Web-квест

Образовательный веб-квест и его структура

В этом учебном году, узнав о веб-квесте, как о методе развития информационных навыков у учащихся, загорелась идеей его проведения. Однако, от возникновения желания до его воплощения, у меня ушло несколько месяцев. Увы, технология проведения образовательного веб-квеста оставалась для меня не совсем ясной и понятной. А это, свою очередь, препятствовало  в определении целей для организации такого учебного задания.
Все встало на свои места, после прохождения учебного интернет-курса "Webquest", автор которого (Katrin Saks) представила публикации (на эстонском языке), объяснявшие логику и структуру веб-квеста. 

В данном сообщении я расскажу о образовательном квесте и его структуре. А в следующем представлю  веб-квест "Культура Ренессанса", проведенный недавно среди трех параллелей 10-х классов.

Образовательный веб-квест

Образовательный веб-квест это ориентированная на исследование деятельность, которая частично или полностью основана на поиске информации в Интернете. При составлении веб-квеста важно учитывать, что основной упор делается не на нахождение информации из разных Интернет-источников, а на умение использовать найденную информацию и на развитие навыков мышления таких как анализ, синтез и оценивание. В принципе, саму структуру веб-квеста возможно выстроить таким образом, чтобы у учащихся при последовательном выполнении заданий  развивались навыки мышления высокого уровня.  Тем веб-квест  и привлекателен, что ориентирован на процесс обучения.
Структура образовательного веб-квеста

Веб-квест состоит из следующих обязательных частей.
  • Введение
Вводная часть, которая знакомит учащихся с темой веб-квеста, вовлекает в работу и вызывает интерес.

  • Задание, вопрос или постановка проблемы
В этой части веб-квеста ставится проблема или задача, представленная для решения. Здесь же уточняется формат и детали конечного продукта, который представят учащиеся.
  • Процесс
В данной части веб-квеста находится пошаговая инструкция, помогающая учащимся выполнить задание.  Каждый шаг следует подробно расписать. Например, разбиение на группы, распределение ролей учащихся, порядок выполнения заданий, оформление, срок сдачи и так далее.
  • Источники
Здесь содержатся ссылки на веб-ресурсы, книги и учебники. Процесс поиска информации    может занять время, поэтому рациональнее направить учащихся, подобрав заранее ссылки на материал по теме.
  • Оценивание
Стоит подробно описать требования, по которым будет оцениваться работа учащихся. На мой взгляд, здесь стоит использовать модель оценивания, с приведенными критериями, баллами и словесным описанием. Таким образом, оценивание становится прозрачным и учащиеся имеют четкое представление о том, как будет оно осуществляться.
  • Заключение
Заключение содержит в обобщенном виде итог прохождения веб-квеста: знания, которые получат учащиеся, идеи о продолжении работы над этой темой, обратная связь/рефлексия учащихся.


Образовательный веб-квест "Культура Ренессанса"

В предыдущем сообщении была описана структура образовательного веб-квеста. В данном будет представлена технология недавно проведенного веб-квеста по теме "Культура Ренессанса". 

Веб-квест проводился в рамках уроков литературы, эстонского языка и информатики среди десятых классов. Время, отведенное на прохождение квеста, 2 недели. Учащимся была дана возможность работать в компьютерном классе во время урока информатики и во время урока литературы (учитель, конечно же, заранее бронировал компьютерный класс).  
Работа проходила на Google сайте под названием "Webquest Renessansikultuur" (сайт на эстонском языке). 

Подготовительный этап

Прежде всего была выбрана веб-платформа для проведения квеcта - Google Sites. Работа над дизайном сайта, признаюсь, заняла около трех часов. И дело тут не в сложности, а в кропотливости. Найти фотографии, соответствующие теме, подогнать их по размеру, выбрать интересный шрифт, подходящий цвет текста и так далее. 
Завершив работу над дизайном сайта, я приступила к формированию его структуры.

Структура сайта
Структура сайта была задана непосредственно структурой веб-квеста: введение, постановка проблемы, процесс, источники, оценивание, заключение.  Создать страницы в определенной последовательности труда не составляло. Продумывать пришлось форму работы учащихся на сайте. Возникало несколько вопросов в связи с этим: 
  • Работа учащихся осуществляется на сайте веб-квеста или отдельно от него, например, в Google документах?
  • Если на сайте, то каждая группа самостоятельно создает свою страницу для работы или работает на уже заранее учителем созданной?
  • Если страница создана учителем, то каков должен быть шаблон страницы, на которой будут совместно работать учащиеся? И должен ли он быть?
  • Как группа оформит выполненные задания: размещая ответы на одной странице или для создавая отдельную страницу для каждого задания?
Поразмыслив над этими вопросами, пришла к выводу, что учащиеся будут работать на сайте веб-квеста. Каждая группа на странице своего класса и на подстранице своей группы. Поэтому  на карте сайта появилась еще одна страница поз названием "Наши работы" ("rühm" в переводе с эстонского - группа, а "ülesanne" - задание)

Работа учащихся
Последовательность действий учащихся, в ходе работы над веб-квестом, была расписана на странице сайта "Процесс", содержащей 4-х шаговую инструкцию ("samm" в переводе с эстонского означает "шаг").
Учащиеся самостоятельно формируются в рабочие группы (до 4-х человек в одной группе).  В Гугл таблице (Google Spreadsheets), созданной учителем, на странице своего класса ученики вписывают свои имена под одним из столбцов с номером группы ("rühm" - группа).
Каждая группа создает в документах Google папку, название которой содержит класс и номер группы. К папке предоставляется совместный доступ учителям литературы, учителю информатики и, конечно же, каждому члену группы. Созданные, в ходе выполнения задания,  Google документы (например, Google Presentation или Google Drawing), ученики размещают в данной общей папке. Таким образом, им не приходится предоствлять доступ каждый раз при создании нового Google документа.
Так как ранее на уроке информатики мы ни разу не создавали общих папок, то для учащихся были представлены два коротких видео-колика, демонстрирующих как создание папки, предоставление ней доступа и вложение других Google Docs элементов в данную папку.
На данном шаге описана работа учащихся на сайте. Со страницы "Наши работы" ученик переходит на страницу своего класса и затем выбирает группу, в которой работает. Страница группы содержит кнопку "New Post" (новое сообщение), нажимая на которую учащиеся добавляют задания. Таким образом, после выполнения всех заданий, страница группы будет содержать 11 сообщений.
Шагнув на эту страницу учащиеся приступали непосредственно в выполнению задания: 11 вопросов по теме "Культура Ренессанса"

Вопросы для учащихся

Учителя литературы предоставили мне 11 вопросов для учащихся по теме "Культура Ренессанса". Моя задача заключалась в адаптировании вопросов под веб-квест.
В каждом задании, помимо вопроса, содержалось и техническое описание (краткая инструкция) того, как следует выполнить и оформить свой ответ.

Итак,

Вопрос 1. Зарождение Ренессанса в европейских государствах. 
Задание учащиеся выполняют на рабочем листе "Начало Ренессанса" (специально для  своих читателей создала копию рабочего листа на русском языке :) ).

Вопрос 2. Почему Петрарка был венчан лавровым венком?

Вопрос 3. Какие человеческие качества в произведении "Декамерон" критикует Боккаччо?

Вопрос 4. Что пародирует Сервантес в романе "Дон Кихот"?

Вопрос 5. Перечислите основные темы трагедий Шекспира. 
Задание выполнялось на рабочем листе "Основные темы трагедий Шекспира"

Вопрос 6. Составьте презентацию по одной из следующих тем: "История Ренессанса", "Научные открытия", "Учение Мартина Лютера или Эразмуса Роттердама", "Искусство Леонардо да Винчи"
Вопрос 7. Написать эссе из 200 слов на тему "Как события эпохи Возрождения повлияли на мировоззрение человека"

Вопрос 8. Составьте концептуальную карту на тему "Новелла" или "Сонет"

Вопрос 9. Подготовьте речь для выступления по теме "Что означает выражение "пир во время чумы""

Вопрос 10. Составьте кроссворд, состоящий как минимум из 10 вопросов, о трупе, исполняющей комедию dell`arte.

Вопрос 11. Каковы отличия театра эпохи Ренессанса и классицизма?
Данное задание выыполнялось на рабочем листе "Театр эпохи Ренессанса и классицизма"


В следующем сообщении представлена модель оценивания данного веб-квеста, описание веб-средств, при помощи которых учащиеся выполняли задания, и, возможно, некоторые работы учащихся.


Оценивание деятельности учащихся в ходе работы над веб-квестом

Для оценивания выполненных учащимися заданий в ходе работы над образовательным веб-квестом "Культура Ренессанса",  было применено одно из средств формирующего оценивания - модель оценивания, представленной в Google Spreadsheets в виде таблицы. Модель содержит критерии, по которым происходит оценивание, баллы и словесное описание, дающее представление о уровне соответствия определенному критерию.


Данное средство оценивания было выбрано по нескольким причинам.

  • Во-первых, приступив к выполнению задания, учащиеся уже имеют представление о критериях,  учитываемых учителем при оценивании.
  • Во-вторых, известно каким требованиям надо соответствовать для получения высшего балла по каждому критерию.
  • В-третьих, это способствует сосредоточению на важном в задании.

Исходя из своего опыта добавлю, что при использовании модели оценивания ни у одного учащегося не возникает вопрос типа: "а почему мне три?".

Работа учащихся оценивалась по следующим критериям: грамотность, содержание, срок выполнения,   техника выполнения, совместная работа и практическая деятельность.
Стратегия учета пунктов такова: каждый критерий оценивается отдельно, формируя в итоге некую сумму баллов, соответствующей определенной оценке (отметке).



П.С. Данная модель легко подстраивается и под другие тематические веб-квесты по различным учебным предметам.   

Немає коментарів:

Дописати коментар