неділя, 25 вересня 2016 р.

Переворачиваем обучение

Статья по перевернутому классу была готова уже в середине августа. Начать публикацию планировалось в двадцатых числах последнего летнего месяца, однако возникли трудности с сопроводительной иллюстрацией к вступительному сообщению (именно к этому, которые вы сейчас читаете). Нагуглить картинки и фотографии по данной теме можно за пару секунд, но хотелось добавить свою иллюстрацию, да еще такую, чтобы задала характер для всей статьи.

За помощью обратилась к дочери, попросив ее нарисовать школу. Рисунок свой она не закончила, да еще и рассердилась пока рисовала, так как, по ее мнению, у нее вышло очень некрасиво. А красота в этом рисунке меня интересовала меньше всего. Своим рисунком она рассказала о многом (на рисунке вид на класс сверху): учительский стол в центре, парты в ряд и у каждого ученика одинаковый набор предметов на столе, расположенные на каждой парте так будто их копировали. Тут царит порядок, дисциплина, тишина, которыми руководит и управляет учитель. Одним словом, здесь изображен класс, который НАДО перевернуть. 
Для чего это вступление?
А для того, чтобы еще до публикации статьи обратить внимание на то, что границы перевернутого класса шире границ традиционного. Привычные очертания традиционного классического подхода размываются, когда мы переворачиваем обучение. Это важно понимать, иначе не будет перевернутого класса, будет просто некая техническая перестановка: классную и домашнюю работу поменяли местами.
Итак,
“Перевернутый класс” это модель обучения, при которой знакомство с теоретическим материалом происходит посредством ИКТ (видео-лекции, интерактивные материалы) дома, а высвобожденное время на уроке направлено на решение проблем, связанных с домашним заданием. Эта модель вызывает вокруг себя бурные обсуждения и огромное количество вопросов, связанных с построением “перевернутого” урока, оцениванием и мотивацией учащихся. И именно этим вопросам и будет посвящена статья с общим названием “Перевернутый класс как организация личностно-ориентированного подхода в обучении”, авторы которой Марина и Юри Курвитс в течении прошлого учебного года переворачивали обучение как школе, так и в университете.
Задачи статьи заключаются в следующем:
·                     обозначить предпосылки обучения по модели “перевернутый класс”;
·                     выявить объекты переворачивания;
·                     выделить отличительные особенности модели “перевернутый класс”
·                     наметить шаги по практическому внедрению этой модели в образовательный процесс;
·                     обозначить проблемы, связанные с реализацией данной модели обучения;
·                     привести примеры модели “перевернутый класс” из практики.
Статья “Перевернутый класс как организация личностно-ориентированного подхода в обучении” состоит из нескольких частей, которые будут последовательно публиковаться в этом блоге. 

Часть первая. Предпосылки модели обучения “перевернутый класс”
Часть вторая. Что переворачиваем?
Часть третья. Экспериментальный круг Колба.
Часть четвертая. Примеры “перевернутых” уроков

По мере публикации каждой из частей вышеперечисленные пункты будут сопровождены активной ссылкой. 
Если в поиск по картинкам ввести слово “учитель” или “урок”, то поисковые выдачи будут достаточно схожими: учитель стоит перед классом у доски (или пишет что-то на доске) со своим несменным атрибутом - указкой, а ученики, рассажанные по партам, записывают за учителем в тетрадь. Типичная учебная ситуация. В конце такого урока задается домашнее задание, состоящее, в основном, в прочтении параграфа по заданной теме и ответов на вопросов к нему, или в письменном выполнении упражнения. Следующий урок начинается с проверки домашнего задания. За невыполненную работу, как правило, ученик получает отметку “2”. В случае непонимания темы или дополнительных вопросов назначается время после уроков для дополнительных занятий. И таким образом учебная работа построена, практически, по каждому предмету.
Картина, думаю, знакомая. 

Исходя из описанных в первой части причин, ведущих к перевороту, можно заметить, что “под “переворотом” подразумевается не только пермутации с домашней и классной работой, но и действие от обратного. 

Сравним между собой традиционный и “перевернутый” подходы к обучению по нескольким критериям: роль ученика, роль учителя, роль ИКТ в учебном процессе, используемые методы и построение урока.




Традиционный подход
“Перевернутый” подход
Учащийся
Пассивность, отсутствие инициативы и желания в самостоятельной учебной деятельности. Работа по схеме “послушай, запомни, вопроизведи”.
Вовлеченность учащихся в учебный процесс. Ответственность за свое обучение. Взаимодействие со всеми участниками учебного процесса. Осмысленное обучение.
ИКТ
Использование технологий и веб- инструментов в обучении.
Изменение методов и форм работы посредством ИКТ.
Учитель
Передача знаний, удержание дисциплины и порядка в классе, контроль знаний учащихся.
Конструирование учебной ситуации, формирование у учеников ответственности за обучение, доверительное отношение.
Методы
Пассивные методы подачи учебного материала, при котором информация идет от учителя к ученику.
Активные и интерактивные методы обучения.
Личностно-ориентированный подход.
Построение урока
В учебном классе классе учащиеся слушают объяснения учителя. Приходя домой после школы выполняют домашнее задание, зачастую неудачно и без возможности спросить, получить подсказку.
Дома просмотр видео с объяснениями по новой теме, а в классе решение проблем домашней работы.

Представим схематично объекты переворачивания




Как видно из представленных выше треугольников, учитель традиционного подхода в большем объеме передает ученикам информацию в готовом виде и в меньшем проектирует учебную ситуацию.
Учитель, работающий в парадигме личностно-ориентированного образования в меньшем объеме поставляет ученикам информацию в готовом виде, делая акцент на сопровождении обучения и создании условий для познавательной деятельности учащихся.


Из этой схемы можно сделать вывод, что традиционный подход постепенно превращает ученика в потребителя.

Границы перевернутого класса шире границ традиционного. Привычные очертания классического традиционного подхода размываются, когда мы переворачиваем обучение. Это важно понимать, иначе не будет перевернутого класса, будет просто некая техническая перестановка: классную и домашнюю работу поменяли местами.

Перевернутое обучение. Часть третья: отличительные особенности "перевернутого" урока

Рассмотрим теперь отличительные особенности модели “перевернутый класс”, хотя, из таблицы, опубликованной во второй части, некоторые из них уже проявились.

Конструктивизм и “перевернутый класс”

Несмотря на прочное место, которое философия конструктивизма занимает в педагогике, есть ряд определенных трудностей, связанных с практической реализацией конструктивистских принципов. Одной из возможных причин, по которой большая часть педагогов работает в духе традиционной педагогики, является дефицит инструментария (методов, форм и инструментов обучения), способствующий реализации конструктивистского подхода. 

Описанные ниже особенности модели “перевернутый класс” не являются принципиально новыми в педагогической сфере, так как идеология перевернутого класса опирается на основные принципы конструктивизма к процессу обучения. В чем заключается инновация перевернутого подхода? На мой взгляд, заключается она в том, что данная модель обучения позволяет рассматривать конструктивизм уже не только как теорию или философию, а как технологию обучения. Это один из ключей, который позволяет реализовать конструктивистский подход в обучении.


Отличительные особенности "перевернутого" урока

Вовлеченность учащегося в процесс обучения. 

Очевидно, что для осмысленного обучения необходима активная позиция обучаемого. А это предполагает изменение роли ученика в учебном процессе. Подобные изменения, увы, даются нелегко для учащихся, являющихся объектами обучения и привыкших за многие годы к пассивной позиции в учебном процессе. Ученики привыкли получать знания в готовом виде. Эффективность их познавательной деятельности оценивается количеством правильных ответов на заранее поставленные вопросы. 

Перевернутая модель возлагает бОльшую ответственность за обучение на плечи самих учащихся. Акцент на свободной, творческой, самостоятельно-познавательной деятельности, в ходе которой учащиеся приобретают знания, не являющиеся заученными из учебника. Эти знания они присваивают на основании собственного пережитого опыта.

Учитель как фасилитатор

Перевернутое обучение предполагает изменение не только роли ученика, но и роли учителя. Его роль, по-прежнему, важна и является главной, но она становится “невидимой”. Здесь имеет значение переосмысление самим учителем его места в образовательном процессе. Ведь для части педагогов “невидимая” позиция на уроке воспринимается как потеря статуса Учителя. Появляется ощущение потери контроля над учебной ситуацией, и, даже, чувства ненужности. И здесь важно понимать, что задача учителя, как организатора учебного процесса, заключается не в том, чтобы дать урок и передать знания, а в том, чтобы создать учебно-проблемную ситуацию для познавательно-исследовательской деятельности учащихся. 

Контент - это ресурс. 

Из личной практики знаю, что лекционный материал для учителя является сакральной ценностью. Именно поэтому он не подлежит публикации, фотографированию и распространению. Также не разрешается использовать чужой конспект за прошлый учебный год, так как на уроке этот ученик не будет записывать под диктовку. По этой же причине не разрешается фотографировать информацию с доски или со слайдов учителя.

Благодаря современным технологиям коллекции лекций (видео, интерактивы, учебные матеариалы, тесты для самопроверки) доступны каждому в интернете. Учебные заведения уже не являются хранителями информации, а учителя единственными источниками знаний. Любой, кто имеет выход в сеть, в удобное для него время может получить качественный контент. 

Приоритеты смещаются: лекции (в любой форме) должны поддерживать обучение, а не занимать центральное место. Содержание обучения уже не является самоцелью, а становится как-бы отправной точкой. Акцент на процессе познавательной деятельности, в ходе которой ученик, опираясь на контент, открывает для себя новое знание.

На уроке время высвобождено для обсуждения, размышлений, решения проблем.

При перевернутом подходе на уроке высвобождается время для контакта с учениками. Фактически, появляется возможность работать с учеником один на один. Больше внимания можно уделить тем учащимся, у которых возникают проблемы с домашней работой. А у продвинутых учащихся теперь больше свободы для того, чтобы учиться независимо от темпа одноклассников. 
Это говорит о том, что перевернутый класс способствует индивидуальному подходу в обучении.

10 инструментов переворота | Как поддержать процесс переворачивания своего класса?


Перевернуть свой класс можно и без цифровых инструментов, так как смысл переворачивания заключается в том, чтобы вовлечь учащего в активную деятельность НА уроке. Но если есть возможность поддержать организацию перевернутого обучения при помощи различных сервисов, то этим надо обязательно пользоваться. В этом сообщении опишу несколько разных цифровых инструментов, которыми я и Юри Курвитс активно используем в своей работе и рекомендуем своим коллегам.

Позволяет создавать приложения для самопроверки. Мощный инструмент, поддерживающий процесс обучения. На траснляциях в Перископ в рубрике ОПЕРАТИВКА я рассказывала о этом замечательном инструменте, поэтому много писать о нем сейчас не буду, просто смотрите и слушайте.

Google Drive

Документы Google, позволяющие организовать совместный доступ учащихся к одному документу, таблице или презентации, удобный инструмент для проведения совместной самостоятельной работы как в классе, так и вне стен учебного класса.

При помощи Google Drawing можно создавать интерактивные рабочие листы, а форма Google незаменимый инструмент для создания опросников, тестов и анкет.
В Kahoot не возможно не влюбиться. Использование это инструмента является прекрасной заменой покупке дорогостоящих пультов для системы обратной связи в классе. Все, что вам понадобится это свой компьютер, проектор и наличие смартфонов у ребят в классе. Процесс проверки понимания, или обсуждение какого-то вопроса превратится в настоящую увлекательную игру!

QR коды

QR коды вносят элемент неизвестности, загадки и какого-то секрета на урок. При помощи QR кодов можно направлять самостоятельную работу учащихся и поддерживать ее, кодируя, например, ответы, ссылки на LearningApps, на видео, игру и так далее.
Для генерирования кодов я использую сервис http://goqr.me/
Я, как видеоблогер :), без этого инструмента свой профессиональной жизни уже не представляю. Для учащихся наличие приложения YouTube в своем смартфоне является обязательным. А это значит, что в любой момент у них есть возможность найти информацию/обучалку/мастерилку/руководство практически по каждой школьной теме. 
При помощи этого инструмента можно создавать учебные видео в несколько кликов мышки. Сервис позволяет записывать видео веб-камерой, делать запись экрана и параллельную запись с веб-камеры и экрана. Невероятно удобно и быстро. 

Periscope

Об этом приложении для смартфонов и планшетов я уже писала в своем блоге и буду писать еще. Думаю тем учителям, которые уже установили это приложение на свой телефон и начали следить за моей рубрикой ОПЕРАТИВКА, объяснять как можно поддержать при помощи этого инструмента процесс обучения не стоит :). Для тех, кто еще не в курсе рекомендую ознакомится со статьями:
Очень мощные инструменты, позволяющие выстроить совсем иные учебые отношения между учителем и учащимися. Блог класса или блог учителя - это учебная среда, которая поддерживает учебный процесс. Использование данного инструмента должно исходить из какой-то проблемы или потребности, причем как учителя, так и учеников. У есть меня очень хороший пример того, как при помощи блога можно построить учебную среду, в налаживании работы которой заинтересован не только учитель, но и сами учащиеся. Вот чтобы понять как так получается, что УЧАЩИЕСЯ САМИ ПРОСЯТ ДОМАШНЮЮ РАБОТУ, чтобы увидеть как выстраиваются ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, чтобы почувствовать что такое ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС, обязательно посмотрите эти два видео. Юри Курвитс организовывал такую работу еще в 2008 году, но даже для нашего времени это смотрится очень инновационно.
В принципе, подойдет любая онлайн доска для совместной работы. В последние годы я остановилась на Padlet и он меня пока очень устраивает. О том, как можно использовать данный инструмент в учебной работе я рассказывала в трансляции Перископ 6 причин для использования онлайн доски Padlet в учебной работе



Этот инструмент позволяет очень быстро формировать группы.Как его использовать и зачем я рассказываю на очередной ОПЕРАТИВКЕ в Перископ Сервис TeamUp Разбивка на группы в один клик

Что важно учесть перед тем как начать использовать 

новый цифровой инструмент?

Прежде, чем начать использовать новый инструмент, ответьте для себя на несколько вопросов, чтобы проверить насколько он вам подходит: 
·                     Какую цель я преследую, работая с этим инструментом?
·                     Какую проблему могу решить? 



Статья Марины Курвитс:  http://www.marinakurvits.com/2014/02/blog-post.html

Немає коментарів:

Дописати коментар