четвер, 22 вересня 2016 р.

7 основных ошибок Вашего рабочего листа, которые убивают интерес

Проектирование рабочих листов это не просто увлекательный и творческий процесс, это целенаправленное планирование деятельности учащегося на уроке. 
Работая с учителями, обратила внимание, что они не используют весь потенциал их рабочих листов. Я подготовила для вас список из 7-ми самых основных ошибок учебных материалов, предназначенных для самостоятельной работы. Готовы прямо сейчас проверить, сколько ошибок на Вашем рабочем листе? Тогда начнем...

7 основных ошибок Вашего рабочего листа,  которые убивают интерес

Ошибка 1. Рабочий лист это список вопросов или набор примеров

Многолетний опыт работы с учителями показывает, что под рабочим листом понимается именно список вопросов, задач, упражнений или примеров для учащихся. Не стоит при создании рабочего листа просто накидывать вопросы по определенной теме. Такие задания можно найти в каждом учебнике и задачнике. Отталкиваясь от своих учебных целей, создайте рабочий лист, с которым ученик будет увлеченно работать.
Продуманный до мелочей рабочий лист может вовлечь в учебную работу, "направлять” учащегося и, что очень важно, позволить ему быть активным участником учебного процесса.
Как избежать этой ошибки? Продумывайте не свою деятельность, а деятельность учащихся на уроке, в ходе которой они экспериментально нащупывают, самостоятельно конструируют или открывают для себя знание.
 Воспользуйтесь следующими наводящими вопросами:
·                     что ученик будет делать на уроке, если я не объясняю/решаю/рассказываю у доски?
·                     как он будет работать ?
·                     с какими материалами и инструментами?
·                     как поддержать процесс самостоятельной работы?
·                     как получить обратную связь о ходе самостоятельной работы учащихся?

Ошибка 2. Наличие названий "рабочий лист", “класс" и “тема"

Рабочий лист не обязательно должен выглядить как рабочий лист. Мы его для себя так называем, так как создавая рабочие материалы мы придерживаемся определенных целей, которые должны достичь учащиеся, работая с ними. Однако, ученик может и не знать, что он работает с именно рабочим листом, именно по этой теме, именно с этой целью. 
Учащийся оказывается вовлеченным в игру, в соревнование, в исследование, в открытие и так далее. Поэтому наличие таких атрибутов как “рабочий для для 7 класса по теме “Строение клетки” нахожу не только необязательным, но и наводящим скуку.

Ошибка 3. Рабочий лист предназначен для индивидуальной работы

Исследования показывают, что совместная работа является более эффективной, чем индивидуальная. И объяснение для этого достаточно простое: группа учащихся может выполнить работу лучше или произвести что-то более значимое, чем если бы каждый учащийся работал по отдельности. Да, и работать совместно гораздо интереснее.


Ошибка 4. Вопросы и задания на проверку знаний и памяти

Не стоит затрачивать свое время на создание рабочего листа, чтобы поставить вопрос “Перечислите части клетки”, (если только он не погружен в интереснейший контекст :). Подобных заданий, рассчитанных на повторение и закрепление материала, великое множество в каждом учебнике и рабочей тетради. 
Задания работающего рабочего листа побуждают к действию, заставляют задуматься, содержат аха! момент, предполагают работу с информацией, решаются в совместной работе учащихся.
Хотите прямо сейчас получить несколько ценных рекомендаций на конкретном примере? Тогда смотрите это видео:



Ошибка 5. Дизайн рабочего листа - лишняя трата времени

Я же не открою тайны, если скажу, что ребенка привлекает:

·                     интрига, тайна, вызов, секрет, шутка и то, что вызывает удивление;
·                     яркое или необычное оформление;
·                     наличие чего-то, что можно потрогать, подвигать, помять, передвинуть, наклеить;
·                     возможность создать что-то самому.
Почему бы не использовать это знание в составлении своего рабочего листа?
Мы неоднократно читали или слышали про ключевые компетенции 21 века. Так ведь? Одно из них - творческий подход. Что это значит? Это умение проявить оригинальность, изобретательность, реализовать творческую идею. Для того, чтобы развить это умение у учащихся, необязательно вводить отдельный учебный предмет, придумывать отдельную учебную тему или посвящать этому отдельный урок. Развитие подобного умения должно поддерживаться каждый день, на каждом уроке, каждым учителем-предметником. И творческий подход, который учитель применяет при составлении рабочего листа - один из составляющих компонентов в развитии творческого подхода у учащихся.

Вот пример рабочего листа одного из наших с Юри магистрантов. Он, правда, составлен он на эстонском языке, но вы догадаетесь что здесь надо делать и с какой темой он связан?


Ошибка 6. Слишком много текста

Рабочий лист формата А4, который заполнен сплошным текстом не вызывает особого интереса у ребенка. И это не говорит ни о лени, ни об отсутствии способности или нежелании читать текстовую информацию (в этом часто упрекают цифровых аборигенов), это лишь говорит о не очень “вкусной” подаче (упаковке) учебного контента.
Как избежать этой ошибки:


·                     разбивайте текст на абзацы;
·                     представляте текстовую информацию в виде схемы, инфографики, комикса, карты;
·                     обязательно добавляйте QR коды, таблицы, фотографии, картинки, видео
·                     задействуйте элементы дополненной реальности


Ошибка 7. Требуются дополнительные пояснения/комментарии/объяснения учителя
Основная задача РАБОТАЮЩЕГО рабочего листа заключается в том, чтобы учащиеся могли с ним работать максимально самостоятельно и автономно. Учитель в этом случае наблюдает за работами групп учащихся, направляет, дает подсказки, если необходимо. И что невероятно существенно при таком виде организации работы, у учителя есть возможность РАБОТАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНО с группой учащихся или с отдельным учеником. И сразу замечу, что это не зависит от количества учащихся в Вашем классе. Юри Курвитс разрабатывал рабочие листы на аудитории студентов в количестве 40+, 70+ и 100+.


Я рассказала вам о самых распространенных ошибках рабочего листа и простых методах их устранения. Сколько ошибок Вы насчитали на своем рабочем листе? Теперь делаем так. Исправьте эти ошибки и посмотрите как изменится  стиль работы учащихся на уроке (интерес, самостоятельность, количество вопросов, и так далее).
Понимаю, что времени у Вас не так и много для создания таких рабочих листов, поэтому предлагаю подключиться к двухнедельному практическому тренингу "
Секрет Рабочего Листа",  на котором Вы обязательно создадите как минимум один рабочий лист :)!

Марина Курвитс  http://www.marinakurvits.com

Немає коментарів:

Дописати коментар